Никогда еще в России не существовало единого стандарта для автомобилей, на которых обучаются будущие водители. До осени этого года оснащение специализированных машин проходило в соответствии с правилами дорожного движения и техническим регламентом по безопасности транспортных средств. Каковы же новые требования к учебным автомобилям? ГОСТ 2014 года рекомендует обеспечить оборудованные системой аудио- и видеонаблюдения машины световой или звуковой сигнализацией, которая бы оповещала о воздействии на дублирующие педали. Подобная функция, по мнению составителей госстандарта, будет особенно полезна во время проведения экзамена, чтобы исключить возможность помощи инструктора или инспектора ГИБДД ученику.
Кроме того, в новом ГОСТе оговорено взаимодействие дублирующих и штатных педалей они должны быть независимы друг от друга: если на педали нажимает ученик, то педали автоинструктора должны оставаться в состоянии покоя, а если на педали жмет инструктор, то основные педали также приходят в движение. Такое нововведение призвано помочь будущему водителю лучше освоить процесс вождения. Хотя специалисты отмечают, что независимые педали подойдут только для приема экзамена, а обучение безопаснее проводить на автомобилях с зависимым комплектом педалей.
Теперь для получения лицензии автошколам необходимо будет не только иметь соответствующую учебно-материальную базу и укомплектованный штат сотрудников, прошедших специальные, но и выполнять требования нового ГОСТа.
Впервые за всю историю автомобилестроения в России появился государственный стандарт для автомобильной техники, на которой ученики обучаются вождению. Ранее подобные автомобили оборудовались по собственному усмотрению автошкол, которые делали это на основе свода правил дорожного движения и технического регламента по безопасности колесного транспорта.
С 1 сентября 2014 года вступил в силу новый ГОСТ. Согласно ему учебные автомобили автошкол обязаны иметь звуковые и световые сигналы использования вторых педалей. Также внутри такого автомобиля обязательно должен стоять видеорегистратор, записывающий действия ученика и инструктора. Такой комплекс мер необходим для честного прохождения экзамена учащимися. Сигнализация поможет зафиксировать момент помощи или, наоборот, вреда инструктора ученику путем нажатия на ту или иную педаль с правой стороны салона. Так в Германии такой способ контроля используется давно.
Экзаменатор школы проверяет такую звуковую и световую сигнализация на правых педалях перед тем, как в машину сядет инструктор для проведения экзамена по вождению. Вторым требованием нового ГОСТа РФ для учебных автомобилей является независимая работа левых и правых педалей. То есть движение педалей ученика не должны дублироваться на педалях инструктора. Однако практически все выпущенные ранее учебные автомобили в России не удовлетворяют этому требованию. По словам председателя Федерации автошкол России Татьяны Шутылевой, в Российской Федерации автошколы эксплуатируют порядка 50P000 единиц учебной техники (автомобилей), которая не удовлетворяет требованиям нового ГОСТа.
Однако эксперты из Росавтодора успокаивают, что независимые друг от друга педальные узлы учебного автомобиля необходимы только при проведении экзамена. Обучение вождению, наоборот, лучше проводит на машине, у которой дублируются движения педалей ученика. Ведь бывают ситуации, когда ученики от страха зажимают педали тормоза хотя для безопасности лучше, чтобы она была отжата. Инструктор сможет сам поднять педаль тормоза справа, тем самым отжав левую педаль тормоза.